Огнезащита воздуховодов

Огнезащита воздуховодов (системы вентиляции, дымоудаления)

Огнезащита воздуховодов – необходимый элемент правильно организованной вентиляционной системы. Комплекс мер по увеличению огнеупорных свойств вентиляционных каналов и предотвращению распространения огня включает монтаж негорючих материалов или нанесение защитных составов. Эти средства образуют на поверхности трубы экран, отражающий тепло, что позволяет конструкции функционировать, не разрушаясь, в течение времени, установленного нормативом. Предусмотренного срока хватает на эвакуацию людей и мероприятия по тушению пожара.

Зачем нужна защита вентиляции

Воздуховоды систем вентиляции и кондиционирования считаются главной причиной глобального распространения пожара. Транзитные воздуховоды, словно артерии, пронизывают все здание насквозь. В случае пожара именно вентиляционные трубы служат путями распространения продуктов горения по всем помещениям. А от отравления угарным газом бывает гораздо больше пострадавших, чем непосредственно от огня.

Напыление состава
Напыление огнезащитного состава на воздуховод

Существующие системы пожарной безопасности предусматривают закрытие вентиляционных отверстий специальными шторками. Но, взаимодействуя с огнем, металл деформируется, теряет прочность. Если воздуховод потеряет форму, система противопожарной защиты не сможет функционировать, автоматика выйдет из строя, задвижку заклинит.

Воздуховоды систем вентиляции, изготовленные из тонких листов металла, быстрее других стальных конструкций теряют прочностные характеристики. Поэтому огнезащита воздуховодов и шахт предусмотрена нормативными документами. Благодаря нанесению негорючих материалов на поверхность трубы повышается предел огнестойкости воздуховода (это время, в течение которого материал или конструкция не теряет своих свойств, находясь под воздействием высоких температур).

Какие воздуховоды требуют огнезащиты

Вентиляционный канал, для которого предусмотрена огнезащита, имеет толщину стенок не менее 0,8 миллиметра, что обеспечивает его сопротивляемость огню в течение 15 минут. Это очень мало, потому что нормируемый предел огнестойкости транзитных воздуховодов и не транзитных систем, одиночных дымоходов должен составлять не менее 45 минут.

Нужна огнезащита воздуховодов и шахт дымоудаления, каналов системы подачи воздуха.

Установка огнезащиты
Установка огнезащитного фольгированного покрытия на воздуховоды на подземной парковке

Во время пожара происходит запуск системы дымоудаления в местах расположения эвакуационных путей. На крыше включаются вентиляторы, а дым устремляется наружу. Если воздуховод при нагреве деформируется, это может создать препятствие выходу угарного газа, что послужит причиной задымления всего здания.

Огнезащита систем дымоудаления увеличивает время сопротивления воздуховодов высоким температурам, дает срок на эвакуацию, позволяет предотвратить отравление людей угарным газом.

При срабатывании системы противопожарной безопасности включается подача чистого воздуха с улицы. На лестничных пролетах и в лифтовых шахтах создается избыточное давление, что позволяет людям дышать нормальным воздухом и покинуть здание при эвакуации. Если огонь находится в непосредственной близости от воздуховода, нагрев незащищенного металла может привести к разгерметизации вентиляционного канала и глобальному распространению пожара. Воздух вырвется наружу и будет раздувать огонь, горение усилится.

Материалы для огнезащиты вентиляции

Выбор огнезащитного покрытия зависит от условий эксплуатации вентиляционной системы. Ориентируясь на предел огнестойкости огнезащитного покрытия вентиляции, рассчитывают количество слоев (толщину) выбранного материала.

Виды огнезащитных материалов:

  • Базальтовые маты, вермикулитовые плиты, листы минеральной ваты, фольгированные полотна;
  • Базальтовое волокно;
  • Мастика, штукатурка, фосфатные пасты из жидкого стекла, минерального или асбестового волокна и нефелина;
  • Вспучивающиеся краски, лаки, эмали на водной или органической основе.

Перечисленные материалы устойчивы к вибрациям и дополнительно обеспечивают хорошую звукоизоляцию – это объясняется особенностями работы вентиляционных систем.

Базальтовая огнезащита вентиляции

Базальт, по своей природе – камень. Он не подвержен горению. Из базальтовых волокон производят маты, рулонные полотна и напыляемый материал. Они увеличивают предел огнестойкости воздуховода Е1 от 30 до 150 – это имеет большое значение для транзитных воздуховодов. Причем чем толще слой наносимого материала, тем выше предел огнестойкости покрытия. Но массивные материалы утяжеляют конструкцию, приходится устанавливать дополнительные крепления и опоры. Это неудобно, если зазор между стеной и трубой слишком мал.

Маты прошивные
Маты прошивные из базальтового штапельного супертонкого волокна для огнезащиты воздуховодов

Базальтовые маты обеспечивают высокий предел огнестойкости воздуховода. Они производятся в широком ассортименте модификаций, отличающихся толщиной, плотностью, линейными параметрами (размеры варьируют до 1 метра в ширину и до 6 метров в длину). В качестве обкладки на матах присутствует фольга, металлическая сетка, базальтовая, кремнеземная или стеклянная ткань. Покрытие из фольги не только увеличивает прочность и способность отражать тепло, но и позволяет мыть трубы, улучшает их внешний вид.

Базальтовые рулонные материалы отличаются меньшей толщиной и большей гибкостью, поэтому лучше прилегают к поверхности воздуховодов и более приспособлены для применения в местах, где трубы расположены близко к стене.

Огнезащитная краска для вентиляции

Действие огнезащитной краски этого вида основано на формировании под воздействием высоких температур особого углеродного слоя, обладающего теплоизоляционными свойствами. Недостаток: высокая стоимость некоторых средств.

Огнезащитная краска
Огнезащитной краской могут обрабатываться не только воздуховоды, но и металлические конструкции

Огнеупорные краски иногда бывают менее эффективны, чем конструктивные материалы (маты, плиты, полотна), но их можно наносить на труднодоступные участки. Трудозатраты при нанесении краски в 5 раз ниже, чем затраты труда на монтаж плит, полотен или штукатурки. Вспучивающиеся краски не утяжеляют воздуховоды, придают конструкциям привлекательный, эстетичный вид.

Способы нанесения огнезащиты

Базальтовое волокно наносят методом напыления. Плитами и полотнами оборачивают воздуховоды. Маты крепят на штифты или с помощью бандажей из металлической сетки или проволоки. Штукатурные составы наносят на арматурную сетку.

Оклеивание вентиляции базальтовыми матами

Монтаж базальтовых матов на воздуховод осуществляют в определенной последовательности действий:

  1. Очищают механическими способами и обезжиривают растворителем поверхность трубы.
  2. К каналу вентиляционной системы приваривают штифты, которые нужны для последующего прикрепления полотна.
  3. Раскраивают материал. Нижний мат используют целым, его не обрезают. Остальные маты обрезают по окружности трубы плюс 10 сантиметров (нахлест).
  4. Готовят клей. Во время этой операции используют строительный миксер, включенный на маленькой скорости.
  5. Намазывают клеем все монтажные элементы.
  6. Оборачивают трубы подготовленным негорючим материалом. Обкладка из фольги находится снаружи. Места стыков проклеивают фольгой.
  7. Закрепляют базальтовые маты шайбами. Количество шайб должно соответствовать числу штифтов.

Изоляционным материалом покрывают стойки и крепления. Их предел огнестойкости должен соответствовать нормативному пределу огнестойкости всей конструкции.

Нанесение огнезащитной краски на воздуховоды

В отличие от обычных красок огнезащитный состав наносят в несколько слоев до тех пор, пока не будет достигнута требуемая толщина покрытия.

Нанесение огнезащитной краски
Огнезащитная краска ложится ровным слоем и полностью покрывает металлические детали

Для нанесения краски используют следующие приспособления:

  • Валик (обеспечивает высокую производительность покраски, но непригоден для применения в труднодоступных местах);
  • Кисть (хорошо выполняет задачу в местах соединений, изгибов);
  • Краскопульт (обеспечивает быстрое и равномерное покрытие всех деталей конструкции).

Большое значение имеет соблюдение технологии нанесения, выполнение нормативов просушивания слоев.

Последовательность действий по нанесению огнезащиты:

  1. Тщательно очищают поверхность воздуховода от всех покрытий и загрязнений. Это делают механическим абразивным инструментом или пескоструйной обработкой.
  2. Непосредственно перед нанесением грунта обеспыливают и обезжиривают поверхность растворителем, освобождая от жиров, масел, мелких частиц.
  3. Наносят грунт. В результате улучшается адгезия к металлу наносимых в дальнейшем материалов. Металл получает дополнительную защиту от коррозии.
  4. Производят окрашивание.
  5. Наносят защитный слой.

Правила нанесения огнеупорной краски:

  • Каждый слой нуждается в просушке согласно времени, указанному производителем.
  • Толщина первого слоя в мокром состоянии не должна превышать 0,3 мм, последующие слои – 0,8 мм.
  • При окрашивании конструкций усложненной конфигурации уменьшают толщину слоя до 0,1 мм. Это позволяет избежать скопления краски в изгибах и впадинах.
  • Огнезащитный состав наносят в условиях, предусмотренных типом краски. Для летних модификаций – 80% влажности при температуре +20 градусов, для зимних вариантов – не более 80% влажности при температуре не менее -25 градусов. Температура поверхности воздуховода или крепежного элемента должна превышать точку росы на 2 градуса.

Предел огнестойкости огнезащитного покрытия вентиляции должен соответствовать нормативному значению, поэтому не стоит заниматься самодеятельностью и пытаться самостоятельно нанести дешевые составы сомнительного происхождения на воздуховоды.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *